В этом возрасте у ребенка обычно наблюдается повышенный тонус (скованность) мышц рук и ног. Нельзя насильно распрямлять руки и ноги ребенка. Специалисты рекомендуют проводить главным образом поглаживающий массаж и только некоторые специальные раздражающие воздействия, в ответ на которые возникают рефлекторные движения, Например, ребенок выпрямляет ноги, если прикасаться ладонями к его ступням (опорная реакция), или легкое надавливание на кожу и мышцы подошвы у корня пальцев вызывает сгибание, а при надавливании на пятку произойдет разгибание пальцев.
В этом возрасте, когда тонус сгибателей конечностей уравновешивается с тонусом разгибателей, в комплекс занятий, помимо поглаживания, прибавляются еще другие приемы массажа: легкое растирание, разминание, поколачивание, а также пассивные упражнения, с постепенным усложнением их. Ввиду того что в этом возрасте безусловные рефлексы (кожно-мышечные и рефлексы положения) еще четко выражены, применяются также соответствующие упражнения рефлекторного характера. У ребенка уже появляются некоторые произвольные движения в виде поворота со спины на бок, а затем на живот; начинают развиваться движения в вертикальном положении, в виде переступания при поддержке под мышки.
После 6 месяцев у ребенка появляется много условных связей с окружающей его средой. В этом возрасте нарастает развитие двигательных умений. Поэтому в комплекс шире включаются активные движения, подготавливающие ребенка к ползанию, сидению и стоянию. Очень важно научить ребенка своевременно ползать. Ребенку полезнее сначала, в 6—7 месяцев, научиться ползать, а потом, к 8 месяцам, садиться.
Чтобы ребёнок вырос здоровым, с первых дней жизни его нужно физически воспитывать. В физическое воспитание входят следующие мероприятия: специальные закаливающие процедуры (воздушные и световоздушные ванны, обливание и обтирание), массаж и гимнастика, плавание.
Уже на ранней стадии развития чувствительность ребенка к внешним воздействиям, характер реакции на них могут сильно различаться. Реакция малыша зависит от многих причин. Большое значение имеют состояние его здоровья, настроение, отношение ко взрослому, находящемуся рядом. Еще до того; как ребенок научится узнавать мать и отца, он различает, кто за ним ухаживает. Движения взрослого, голос, запах различны. Понять поведение ребенка можно, лишь имея с ним непрерывный контакт.
Костная ткань новорожденного и детей в первые месяцы жизни содержит много воды, мало плотных веществ и имеет волокнистую сетчатую структуру. В связи с этим кости ребенка раннего возраста более мягкие эластичные и менее ломкие, чем у взрослых; они легко изгибаются и деформируются, хорошо снабжаются кровью, что и обеспечивает их быстрый рост. В процессе роста волокнистая сетчатая структура меняется на пластинчатую, а хрящевая основа заменяется настоящей костной тканью. Однако между серединой длинной трубчатой кости и ее концами хрящевые пластинки (зоны роста) остаются еще очень долго: структура костей ребенка приближается к структуре костей взрослого человека лишь к 12 годам. Раннее закрытие зон роста нарушает нормальный рост костей в длину.