Ребенок появляется на свет совершенно беспомощным, он не в состоянии даже держать головку, а к году
осваивает разнообразные движения, начинает сознательно общаться с окружающими. Сроки приобретения этих умений также характеризуют развитие. Если же они задерживаются, значит, родители чего-то недоглядели, не создали ребенку условий, способствующих формированию новых навыков. Вот почему так важно знать, что и в каком возрасте малыш должен «уметь делать».
ВАЖНЕЙШИЕ ЭТАПЫ
Знакомство с показателями нормального психомоторного развития детей первого года жизни позволит вам не только своевременно сформировать многие навыки и умения вашего малыша, но также избавит вас от излишней поспешности в обучении ребенка тому, что ему в данном возрасте не положено или даже противопоказано.
Приводимые ниже таблицы указывают на важнейшие этапы психомоторного развития младенцев.
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИИ ДВИЖЕНИЯ Возраст, месяцы Двигательные умения
1 Производит беспорядочные движения конечностями, приведенными к телу; захватывает одной рукой другую. В вертикальном положении не удерживает голову, в горизонтальном- голову не поднимает
2-2,5 В вертикальном положении удерживает голову. Лежа на животе, поднимает голову.
3-3,5 В положении лежа на животе приподнимает туловище, опираясь на предплечья. Стоит при поддержке.
4 Сидит при поддержке за руки.
5-5,5 Поворачивается со спины на живот. В положении лежа на животе приподнимает туловище, опираясь на выпрямленные руки. Сидит при поддержке за руку. Стоит при поддержке за обе руки, переступает при поддержке
6 Поворачивается самостоятельно с живота на спину
7 Встает на четвереньки
8-8,5 Сидит без поддержки. Ползает. Переступает при поддержке за руки. Садится из положения лежа, ложится из положения сидя. Встает на ноги, держась руками за неподвижную опору. Влезает и опускается на четвереньках по ступенькам лесенки-горки
9 Переступает, держась двумя руками за неподвижную опору. Влезает и опускается на четвереньках по ступенькам лесенки-горки
10 Переступает, держась обеими руками за неподвижную опору (каталку)
11-12 Стоит без поддержки. Переступает с поддержкой за руку.
12-13 Приседает, встает и переступает без опоры (начальная хотьба)
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ Возраст, месяцы Зрительное восприятие
Конец 1-го- начало 2-го Зрительное сосредоточение, т.е. фиксирование взора на лицах окружающих людей и предметов. Нестойкое умение следить за передвигающимися предметами
2-3 Фиксация взора с одновременными соответствующими реакциями глазных яблок, мышц шеи и головы. Умение следить за передвигающимися предметами.
Середина 3-го Различение окружающих предметов. Длительное сосредоточение взора. Слежение за предметами.
5 Появление способности рассматривать предмет обоими глазами на близком расстоянии, различать основные цвета и формы
6 Умение различать цвета, окружающие предметы, выражая к ним определенное отношение
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ Возраст Слуховое восприятие
Конец 2-й недели Слуховое сосредоточение
Конец 1-го месяца Начальная ориентировочная реакция на резкие звуки
Конец 2-го месяца Четкая ориентировочная реакция на звук
2-3-й месяц Непродолжительное прислушивание к звукам
3-4-й месяц Быстрое безошибочное прислушивание источника звука
6 месяцев Высокодифференцированная постоянная активность в ответ на звуковые раздражители разнообразного характера
С 10-11-го месяца Реакция на звук в связи с его содержанием и значением
|