Опасные предметы. Изучая окружающий мир, ребенок стремится все схватить, чтобы рассмотреть поближе. Особенно привлекают его яркие блестящие предметы, которые он время от времени видит в руках у взрослых: ножницы, наперстки, иголки, нож, пилка для ногтей, вязальные спицы и т. д.
Вам понятно, что это не те предметы, с которыми ребенку можно играть — даже в более старшем возрасте. Если же вы с ними работаете и поблизости находится ваш ребенок, будьте начеку.
Не оставляйте вблизи ребенка острые предметы. Конечно, вы не оставите их специально, но вы можете их обронить. Упала иголка на пол. Вы склонились, поискали и не нашли. И успокоились. Будьте уверены: пройдет некоторое время, и эту иголку найдет ваш ребенок. Откуда ему знать, какую опасность она представляет, например, для глаз. Или гвоздик, который случайно выронил пала.
Опасный дом. Опыт подсказывает, что образцовый порядок в доме — гарантия безопасности для ребенка. Каждая вещь должна лежать на своем месте. А чтобы она там лежала, вы не должны забывать положить ее на место. Неприятные сюрпризы, недоразумения и несчастья происходят в доме тогда, когда ваши вещи перестают «знать место». Продумайте свой быт до мелочей, попробуйте смоделировать несколько опасных ситуаций, вынесите из детской комнаты все ненужное.
Вы уверены, например, что вам нужна в детской комнате хрустальная ваза на столе? И бархатная скатерть с бахромой?.. Ребенок однажды может схватиться за край скатерти и потянуть скатерть на себя. И хрустальная ваза поведет себя не лучшим образом.
Когда ребенку исполнится 6 месяцев, ему наверняка надоест все время сидеть в кроватке, как в клетке. И вы можете позволить ему ползать по квартире. В таком случае не оставляйте ребенка без наблюдения.
Все шкафчики, до которых способен добраться ребенок, должны быть заперты. Если они не запираются, загородите их стулом или креслом. Недопустимо, чтобы ребенок «похозяйничал» в каком-нибудь из шкафов; мало того, что малыш может подыскать себе неподходящий для игр предмет (например, баллончик с дезодорантом), он наверняка пожелает навести свой порядок — например, разбросать по гостиной бабушкины грампластинки и от души поползать по ним.
В этом возрасте детей очень привлекают ключи всевозможных модификаций. Если в дверце шкафчика торчит ключ, не сомневайтесь, что ваш малыш через минуту-другую с ним справится. Так он может забраться в аптечку или в кухонный шкаф... Что вы там храните? Сыпучие продукты? Вермишель? Уксусную эссенцию? Все это очень интересно... Так что прячьте ключи подальше от малыша.
Но если ваш ребенок хочет непременно поиграть с ключом и с дверцей от шкафчика и упрямо стоит на своем, грозя грандиозным скандалом, предоставьте в его распоряжение один из шкафчиков. Спрячьте в шкафчик игрушки, оставьте в дверце ключ. Пусть ребенок играет, сколько душе его угодно; главное, что он у вас под контролем. А ребенку, кроме удовольствия, — еще и столь необходимое развитие.
Всегда обращайте внимание не только на то, где и с чем играет ваш ребенок, но и на то, куда вы вместе с малышом садитесь, — что окружает вас. Оглядитесь: не стоит ли рядом с вами на столе тарелка с горячим супом или чашка с чаем, или пузырек со щелочью, с каким-нибудь растворителем. Ребенок неожиданно может дотянуться до одного из этих предметов и опрокинуть на себя.
С тех пор, как ребенок начал активно ползать, измеряйте температуру комнаты, положив термометр на пол. Вы должны помнить еще из школьного курса физики, что теплый воздух поднимается к потолку, тогда как холодный перемещается вниз. Это значит, что даже в пределах одной комнаты температура воздуха может быть разная: под потолком теплее, над полом холоднее. И если над полом окажется достаточно прохладно, потеплее оденьте малыша.
Обратите внимание на тот пол, на котором ребенок учится ходить. Пол не должен быть очень гладким и, естественно, скользким. В противном случае ребенок будет слишком много падать. Кроме опасности травмы, возникает еще и другая опасность: ребенок может потерять уверенность в себе.
Осмотрите подошвы тех ботиночек, которые вы купили для ребенка. Если вам кажется, что они чересчур гладкие и будут скользить при ходьбе, обработайте их наждачной бумагой.
Осмотрите критически то место, где будет учиться ходить ваш ребенок. Пол здесь должен быть ровный, без порожков. Уберите коврики и половики, чтобы ребенок о них не спотыкался. Помните об опасной близости острых углов мебели. Падая, ребенок может удариться об острый угол.
Но, как бы вы не пытались оградить ребенка от ссадин и ушибов, у вас ничего не получится. Ваш ребенок нарабатывает себе жизненный опыт. Важно избежать лишь серьезных травм. Не переживайте очень сильно, если обнаружите на руке малыша лишнюю царапину.
|